Что такое стратегия?

1 сентября 1812 года в деревне Фили, тогда располагавшейся далеко от Москвы, состоялся военный совет, где рассматривался вопрос: дать еще одно сражение или отступить, оставив город неприятелю.
Согласно воспоминаниям участников, Кутузов сказал, что речь идёт не о спасении Москвы, а о спасении армии. Такого же мнения придерживался Барклай-де-Толли, он предложил план отступления к Нижнему Новгороду, чтобы перекрыть Наполеону дорогу в Петербург, который был тогда столицей. При этом 5 из 10 присутствовавших на Совете генералов были против отступления. Кутузов без согласования с императором принял решение. И стратегия формулировалась так: отступать для сохранения боеспособности армии и победы в войне.
Обратите внимание. В формулировке стратегии всегда должна быть цель. Для чего делается то или иное действие.
Происхождение самого термина – греческое: «stratos» означает «армия», и слово «стратегия» в древности означало умение управлять войском, вести войну. И не просто вести, а побеждать. Это важно: стратегия существует именно в контексте достижения успеха. 
Древнейшая из известных книг по стратегии – китайский трактат «Искусство войны», написанный в 4 веке до н.э., используется до сих пор. И не только военными, но и в спорте, юриспруденции и бизнесе. Она переведена на многие языки, в том числе и на русский.
Собственно в бизнесе стратегия и как слово, и как практика, появилось во 2й половине ХХ века. С того времени и поныне стратегия в бизнесе предполагает создание конкурентных преимуществ и – как любая стратегия - эффективное использование ресурсов для достижения цели.
И если цель военной стратегии это победа в войне, в государственном управлении цель - устойчивое развитие и национальная безопасность, то в бизнесе основная цель это высокая отдача на инвестиции (ROI) и извлечение прибыли.
Тактика - инструмент реализации стратегии
Возьмем для примера Тарутинский маневр – знаменитый эпизод войны 1812 года. После Совета в Филях русская армия оставила Москву и двигалась по рязанской дороге. Но через 2 дня, согласно тактике Кутузова, резко повернула на запад, на калужскую дорогу, а арьергард продолжал отступать на Рязань. Французы были дезориентированы и не представляла местонахождение русских войск, которые тем временем заняли выгодную позицию у села Тарутино.
Примером тактики в маркетинге может быть эффективное использование выделенного на продвижение бюджета. Но, учтите, само по себе освоение бюджета стратегией не является.
Три понятия, неразрывно связанные с разработкой стратегии - возможности, сценарии, выбор.
Возможности - это направления развития, которые вы видите для бренда или портфеля. При этом совокупность всех имеющихся возможностей – это потенциал.
Сценарии - это модели реализации этих возможностей при разных условиях. При этом вы учитываете события, которые могут произойти и их последствия. В современном маркетинге подход обычно комплексный – прогнозируют все основные параметры, включая макроэкономические. Часто создаются 3 сценария: оптимистичный, пессимистичный и наиболее вероятный, или реалистичный.
Выбор - из множества сценариев выбирается наилучший для достижения поставленной цели.
Итак, стратегия - лучший способ достижения цели при эффективном использовании ресурсов. И помните: в формулировке стратегии всегда должна быть цель - для чего предпринимаются действия.
Удачи!