Как маркетологу пройти собеседование?
Известно, что собеседование это часть процесса отбора кандидатов на должность. Если вам предстоит проходить собеседование, эта статья будет вам полезна.
Собеседование состоит из трех блоков: профессионализм и hard skills, личные качества и soft skills, мотивация. Беседа может начаться с любого из них.

Hard skills - профессиональные навыки
Во время встречи задача потенциального руководителя — определить, насколько вы разбираетесь в маркетинге. Для этого он может посмотреть резюме и спросить об обязанностях на предыдущем месте работы, а также предложить рассмотреть кейс из вашей практики, из практики нанимающей компании или любой другой.

Вопрос об обязанностях обычно не дает никакой информации о кандидате — люди просто пересказывают свою должностную инструкцию. Если вам его все же задали, расскажите не столько об обязанностях, сколько о том, как вы их выполняли, и поделитесь кейсами. Собеседник узнает, как вы работали и решали задачи, с какими барьерами сталкивались, был ли у вас опыт работы с подрядчиками или коллегами из других отделов.

Если вы работали в других сферах или стажировались за границей, используйте эту информацию в свою пользу — подумайте, какие навыки полезны в работе маркетолога. Например, опыт в продажах позволяет понимать, что продукт взаимодействует не только с конечным потребителем. Есть целый ряд заинтересованных сторон, которые влияют на этот процесс. Например, для FMCG к ним можно отнести директоров магазинов, которые требуют, чтобы продукция в торговой точке была выставлена по их матрице, ваших коллег, которые отвечают за выкладку товара на полке и вынуждены договариваться с магазином о наиболее выгодном для компании соседстве продукции с продукцией конкурента, и даже логистические компании.

Также вас могут попросить рассказать, какой бренд вам нравится или какая коммуникация за последнее время привлекла ваше внимание и почему. Это нужно, чтобы понять, насколько глубоко вы «копаете» и как анализируете ситуацию, на что обращаете внимание. Хороший лайфхак для этого этапа — использование атрибутов. Например, вместо того чтобы просить вас рассказывать о брендах, собеседник может дать любой предмет (тюбик крема, телефон) и попросить рассмотреть его с точки зрения маркетинга. Если этот прием не использовал потенциальный руководитель, его можете использовать вы.
Еще один способ оценить ваши профессиональные компетенции — предложить проанализировать кейс про бренд компании: почему была выбрана такая стратегия, какие задачи стояли перед коммуникацией и насколько удалось их выполнить.
На этом этапе чаще всего собеседник не ждет, что ваше мнение будет совпадать с его позицией. Эти вопросы нужны, чтобы понять, как вы мыслите и ведете себя, если не знаете ответа на вопрос.

Soft skills - личные качества
Потенциальный руководитель задает вопросы о личности кандидата не из праздного интереса и не для того, чтобы разрядить обстановку. Эта информация позволяет оценить, подходите ли вы и команда друг другу и насколько длительным может быть сотрудничество. Крупные компании заинтересованы в продолжительной работе сотрудников и их развитии внутри организации.

Спрашивая о ваших интересах, собеседник смотрит, как вы о них рассказываете — хорошо, если при упоминании о хобби у вас загораются глаза. Если нет — это признак того, что и в работе будет так же. Остальные вопросы «о жизни» задают, чтобы получше узнать вас и оценить важные для руководителя soft skills — эмоциональный интеллект, умение отстаивать свое мнение и управлять конфликтами и другие.
Маркетологу важно понимать, что происходит в мире, поэтому на собеседовании вам зададут несколько вопросов, чтобы оценить ваш кругозор и насмотренность.

Мотивация
В этой части собеседования нанимающий менеджер или сотрудник отдела персонала попытается понять, чем вас привлекает позиция, на которую вы претендуете, и компания. Помимо этого, вас могут спрашивать о планах на будущее.

Здесь нет правильного ответа. Главное правило — сформулируйте заранее, чем вас привлекает компания, и попробуйте понять, какие вопросы могут возникнуть у собеседника после вашего ответа. Если вы говорите, что откликнулись на вакансию из-за любви к бренду, расскажите, что вам нравится в нем больше всего.
Сложные вопросы
Вопросы, на которые вы не знаете ответа, обычно встречаются в блоке о профессионализме. Можно сказать «Я не знаю» — это будет, по крайней мере, честно. Отличный вариант — показать, что вы сможете найти ответ. Расскажите о способах поиска информации, которые применимы в этой ситуации, и вопрос будет спасен.

Другой пример сложного вопроса: «Почему вы ушли с прошлого места работы». Хороший ответ: «Захотелось нового опыта». Если причина вашего ухода — конфликт, не стоит рассказывать об этом, если собеседник не спросил прямо.
Раньше к сложным вопросам также относились просьбы объяснить частые переходы и перерыв в стаже. Сейчас это становится вариантом нормы.

О чем спросить самому?
На собеседовании от вас ждут вопросов по существу — уточняющих или о том, что вы не обсуждали с собеседником. Это ваша возможность узнать больше о команде, коллегах, руководителе и вашем предшественнике.

Обычно на этом этапе собеседования нет необходимости спрашивать про обязанности — информация была в описании вакансии либо вы уже обсудили это ранее. Используйте время, чтобы узнать больше о процессах в организации и о том, как принимаются решения.

Вопрос о зарплате не входит в число тех, что принято задавать на собеседовании. В международных компаниях предложение по зарплате делают финальному кандидату, а на встрече вас попросят рассказать о зарплатных ожиданиях.