Бренд и торговая марка: в чем различие?

Вы задавались вопросом, когда появился маркетинг? Есть несколько версий, включаю античную, которая заключается в следующем: маркетинг существовал еще до нашей эры.
Найденная на территории Древнего Египта каменная табличка с надписью «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения» - не что иное, как наружная реклама.
В Средние века до изобретения книгопечатания была распространена устная реклама, когда уличные торговцы нахваливали свой товар, достаточно громко, что соответствует происхождению самого слова «реклама» – reclamare по латыни – выкрикивать.
Маркетинг как таковой появился в первое десялетие ХХ века в США. Тогда спрос еще превышал предложение, но уже было много рекламы, которая появилась значительно раньше, как мы с вами выяснили. На самом деле, тогда появилось само слово «маркетинг». И впервые курс по дисциплине «маркетинг» был включены в учебную программу университета – это был Гарвардский университет.
Брендинг как таковой появился в 50е годы после 2й мировой войны в Западной Европе и Северной Америке – когда кроме функциональности товара возникло явление идентичности бренда, хотя торговые марки, конечно, уже существовали. 
Также принято отмечать такой этап развития маркетинга как появление концепции массового маркетинга. Концепция появилась в США в середине 1970х годов прошлого века и заключалась в разработке единой программы продвижения и коммуникаций для всех потребителей, универсальное предложение, без какой-либо сегментации.
В России как дисциплина в ВУЗе и как профессия маркетинг появился в конце 80х-начале 90х годов 20 века. Это совпало с началом технологических изменений, которые привели нас в совершенно иной мир и к иному маркетингу.
XXI век это не только время цифровых технологий, но и время, когда за наше внимание конкурируют большое количество брендов и различной информации. Поэтому сегодня бренд менеджер работает в ситуации ограниченного спроса и низкого внимания потребителей, пользователей и клиентов.
Бренд не то же самое, что торговая марка. Торговая марка это именно символ, графический или словесный, а чаще всего сочетание того и другого. Если обратиться к истории, снова обнаружим, что торговые марки также существуют несколько тысячелетий. Началась их история в Древнем Египте, где начали клеймить домашний скот, и смысл той древней маркировки заключался в обозначении собственности.

Сегодня маркетинг не занимается исключительно продуктом. Роль отдела маркетинга в современной компании это в первую очередь создание стратегий, нацеленных на рост. Это также изучение потребителя, работа с продуктовым портфелем и ценами, маркетинговые коммуникации и операционное управление брендами, где БМ играет ключевую роль.
Что же такое бренд? Единого определения не существует, разные источники дают нам разные определения. Мне нравится определение, которое дал Ларри Лайт, в 2000е занимавший должность глобального директора по маркетингу компании Макдоналдс.
Бренд - это обещание
"Бренд - это набор уникальных свойств, которые определяют обещание в отношении категории продуктов или услуг и указывающих источник этого обещания. Бренд - это не сам продукт. Это его обещание".
В 1931г сотрудник компании Procter&Gamble по имени Нил МакЭлрой, работавший уже около 5 лет и отвечавший за рекламную кампанию бренда Camay (сегодня бренд принадлежит компании Unilever) отправил служебную записку руководству. В ней он предлагал, чтобы за каждый бренд отвечал отдельный сотрудник, а желательно отдельная команда. Так, он считал, можно добиться большего успеха на рынке.
С этого документа началась история бренд-менеджмента. Сегодня управление брендом включает различные направления, а современное понимание бренда основано на знании истории маркетинга.